Версия для слабовидящих
Общая информация
«Выявление факторов распространения скулшутинга в образовательных организациях»

ГКУ «Осташковский детский центр»,

«Кризисное отделение

психолого-педагогической помощи семье и детям»

ДОКЛАД

«Выявление факторов распространения скулшутинга

в образовательных организациях»

Подготовил: педагог-психолог Т.В. Жулего

В последнее время все большую актуальность приобретает проблема вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества и молодежные движения, которые распространяют как суицидальные идеи, так и идеи насилия, внушают несовершеннолетним мысли о несправедливости мироустройства, побуждая тем самым к противоправным действиям с целью «улучшитьэтотмир» посредством очищения от недостойных и обидчиков.

Опасность интенсивного распространения деструктивных идей и форм поведения также возрастает и в связи с тем, что Интернет становится все болеедоступным, популярным, моднымфактором социализацией ребенка, а для кого-то из подростков и единственно возможным средством удовлетворения базовой потребностив принятии и общении в коллективе (семья, сверстники).

В контексте образовательной среды особенно острой по масштабу своего разрушения является проблемаскулшутинга и, мнение о том, что образовательная организациянадежнозащищена от этого преступления- опрометчиво и иллюзорно.

На сегодняшний день, статистика совершенных преступлений в школьной среде, как в мире, так и в России, демонстрирует тенденцию роста количества преступлений в формате скулшутинга -вооруженного нападения учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

С психологической точки зрения колумбайн определяется как «расширенный суицид» - спланированное самоубийство с «фоновым» убийством других. При отсутствии возможности реализовать свой план посредством огнестрельного оружия или самодельного взрывного устройства, молодые люди могут использовать и холодное оружие.

Обсуждая на наших встречах причины возникновения любых молодежных деструкций, мы не раз убеждались, чтоглавным источникомпсихоэмоционального неблагополучия всегда является семья и выстраиваемые в ней отношения. Далее по мере взросления ребенка этот опыт определяет особенности его личности и характер взаимодействия с другими взрослыми и сверстниками.

Однако все субъекты межведомственного и межсетевого взаимодействия в рамках образовательных отношений должны быть информированы о причинах, толкающих подростков и молодёжь к совершению скулшутинга.

Для того чтобы подросток совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием совокупности факторов, среди которых следует выделить:

1.

Внешние факторы

-особенности детско-родительских отношений, для которых характерным является отсутствие внимания со стороны родителей к ребенку, ссоры с членами семьи;

- трудности (конфликты) обучающегося в общении со сверстниками, педагогами;

социальная изоляция, или социальный остракизм;

- буллинг в школе, классе, группе;

- возможный доступ подростка к огнестрельному и холодному оружию в доме;

- интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга» и экстремизма;

- потеря близкого человека (родственников, друзей).

2. Личностные/

внутренние факторы

- инфантильность,

- чрезвычайно завышенные ожидания относительно семьи, школы, общества и мира в целом, он думает, что «ему все должны»,

- нехарактерно стремление к саморазвитию: «уже познал жизнь»,

- истеричная нота в отношении к себе: непереносимость мелочей,маленьких обид, несправедливостей или совершенно заурядных событий в среде ровесников.

- депрессивное состояние ребенка;

- психические отклонения;

- внушаемость и ведомость ребенка.

3.

Социокуль-турные факторы

- тенденция к идеализации ненормальности, несчастливости, популярность депрессий, биполярных расстройств у подростков и молодежи («у меня депрессия», «я не такой как все», «у меня биполярочка»);

!!! следует обратите внимание, что во многих современных сериалах очень популярных у молодежи, главный герой ненормален. Он может быть гениален вкакой-то области, но его психическое развитие ненормально и он несчастен. Нет ясных норм, нет идеалов.

- тяга к хайпу: быстро прославиться, стать звездой соцсетей, набрать лайков (у многих подростков обусловлено завышенными притязаниями при низком уровне реальных достижений).

Психологический портрет подростка-скулшутера:

1) Характеризуется окружающими, как: «тихий», «никто бы и не подумал», «ничего особенного». (Но этим он и особенный, что ни в чем не реализован, ни в чем не популярен, ничем не «горит»).

2) В общении с окружающими инертен, контакты не инициирует и не поддерживает, малообщительный. Может являться жертвой буллинга или считает себя таковым.

3) Имеет проблемы с агрессией: внешне ее не проявляет, безответный к агрессии по отношению к себе;однако внутри накапливает ненависть к тем, с кем часто контактирует, склонен фантазировать о причинении боли и страданий, любит смотреть видео о насилии, в наличии тяга к садизму по отношению к животным или избирательность (Своего кота люблю, чужих - нет).

4) Не забывает обиды: представляет собой«сборщика несправедливостей», может вести черный список «врагов», записывать тех, на кого обиделся (Обычные бытовые обиды вызывают жажду мести, мстить в его понимании – уничтожить).

5) Возникающие проблемы не решает, хотяискренне переживает о них: о внешности, учебе, дружбе и т. п. (Не пытается реализоваться какими-то нормативными путями. Недоволен своим положением, несчастен, но ничего не меняет).

6) Не отягощен наличием эмпатии: не может понять эмоции другого, не сочувствует. (В поведении прослеживается нравственное недоразвитие, инфантильность и нереалистичность).

7) Подражает внешности экстремистов-скулшутеров: стрижка как у Рослякова, одежда с надписями «гнев», «ненависть», death, wrath, doom, KMFDM, «Бог», IamGod, SonofaGun, черные плащи, перчатки.

8) В своих соцсетях может размещать портреты, цитаты, музыку скулшутеров и использовать в устной и письменной речи особую лексику: «биомусор», «пиплхейт», «нелюди», «выпилиться», «взять огнестрел», «заявить о себе», «всех всегда ненавидел», «массшутинг», «бойня», «естественный отбор», RSS (RampageSchoolShooting).

На что следует обращать внимание:

  1. Дети, которые воспитываются в семьях, где наблюдается жестокость, насилие, несут подобную схему общения в общество.
  2. Родители не интересуются жизнью, проблемами и увлечениями своих детей, провоцируют развитие пассивной агрессии в ребенке.
  3. Отсутствие у ребенка общения со сверстниками может являться причиной появления серьезных психологических проблем (к чему это приведет: к толчку в направлении саморазвития, суициду или скулшутингу?..)

Маркер «подготовки»:

  1. Внезапное изменение в поведении: не похожие на обычное поведение выходки, прогулы, накопление денег, интерес к оружию и его изготовлению, приобретение оружия.
  2. Предупреждение о своих намерениях и действиях. Во всех случаях скулшутинга подросток предупреждал о предстоящей расправе в соцсети, СМС или устно. Любое предупреждение следует принимать всерьез как потенциальную угрозу.

Алгоритм работы по выявлению фактов распространения скулшутинга

в образовательных организациях

В основу алгоритма легли материалы пособия «Колумбайниана. Методы анализа и профилактики насилия в школе» (Центр психологической безопасности, Санкт-Петербург).

Алгоритм работы является двухступенчатым:

  1. Предварительная оценка проводится по самой угрозе
  2. Оценка личности угрожающего
  3. Принятие мер и реагирование
  4. Оценка угрозы

Угроза - это выражение намерения нанести вред или проявить жестокость в отношении кого-либо/чего-либо.

Угроза может быть произнесена, написана или изображена символически, например, показывая руками, как стреляют в другого человека.

Оценка угроз основывается на двух важнейших принципах:

  1. Все угрозы неравнозначны.
  2. Большинство угрожающих лиц вряд ли будут осуществлять свою угрозу. Однако все угрозы должны восприниматься всерьез и оцениваться соответствующе.

Типы угроз

Тип угрозы

Описание

Пример

прямая

заявление о конкретном акте насилия и выражается простым, ясным и явным образом

«Я собираюсь разместить бомбу в спортзале школы»

косвенная

тенденция быть неопределенности, неясности и неоднозначности

«Если бы я хотел, я мог бы убить всех в этой школе!»

завуалированная

угроза, при которой негативный посыл очевиден, но нельзя утверждать, что грозит какая-либо определенная опасность

«Нам было бы лучше без тебя»

условная

угрозы предупреждает, что насильственный акт произойдет, если не будут выполнены определенные требования или условия

«Если вы не заплатите мне миллион долларов - я принесу бомбу в школу»

Степени риска угроз

Степень риска

Характеристика

низкий риск

Угроза расплывчатая и не направлена на какую-то определенную группу

Угроза непоследовательна, неправдоподобна или мало детализирована

Угроза нереалистична

По самому сообщению об угрозе мы предполагаем, что человек вряд ли ее выполнит.

средний риск

Угроза более конкретна, чем угроза низкого уровня

Формулировка предполагает, что угрожающий обдумывал план действий

Могут быть указаны примерные место и время действия (но они не детализированы)

Нет доказательств того, что возможный стрелок предпринял какие-то шаги, чтобы воплотить идеи в жизнь (хотя могут присутствовать аллюзии на книги/фильмы про планирование нападений или общие высказывания насчет владения оружием)

Возможны попытки донести, что угрозы осуществятся: “Я не шучу”, “Я серьезно говорю”.

высокий риск

Угроза прямая, конкретная и правдоподобная.

Были совершены определенные шаги для реализации задуманного. Например, в речи присутствовали рассказы о том, как человек тренировался обращаться с оружием или следил за жертвами.

Угроза прямая, направлена на конкретную жертву

Есть мотивация, представление о том, что, где, когда и во сколько произойдет и каким будет предмет преступления.

  1. Оценка личности угрожающего

Оценка рисков совершения основана на совокупности известных о школьнике/ студенте данных в четырех основных областях:

- личность обучающегося,

- отношения в семье,

- отношения в школе и статус ученика в школьном сообществе,

- динамика социальных отношений.

Важно отметить:

  1. Ни одна из характеристик не должна рассматриваться изолированноили считаться более весомой, чем другие. Все из них можно обнаружить у учеников, которые даже и не думали устроить школьную стрельбу.
  2. Поведение - это выражение личности, но, если у человека сегодня плохое настроение и он агрессивен, то это совсем не значит, что это базовая линия его поведения. Оценщики должны узнавать информацию у людей, которые знали ученика в течение определенного периода времени и могли наблюдать за ним в разных жизненных обстоятельствах.
  3. Многие из приведенных ниже типов поведения и признаков проявляются у депрессивных подростков с нарциссическими чертами идругими возможными психологическими проблемами. Несмотря на совпадение между нижеприведенным списком и диагностическими симптомами, оценка в рамках четырехступенчатой модели оценки угрозы не может заменить клинический диагноз психического заболевания.
  4. Признаки серьезных психических расстройств и / или злоупотребления психоактивными веществами могут значительно повысить риск применения насилия и должны быть оценены специалистом в области психического здоровья.

Черты личности и поведение

Признак

Характеристика

Утечка

Намеренные и случайные действия учащегося, намеки, сообщающие о чувствах, мыслях, идеях, намерениях или отношении к теме насилия и возможном в будущем акте насилия.

Данные намеки могут принимать форму тонкой угрозы, хвастовства, инсинуации, прогнозирования, или ультиматумов; могут быть как произнесены, так и выражены посредством историй, записей в дневнике, сочинений, поэм, писем, песен, рисунков, каракулей, татуировок или видео.

Другая форма утечки требует усилий, чтобы заставить неосведомленных друзей или одноклассников помочь в подготовке акта насилия, и обмана (например, учащийся просит знакомого достать для него патроны, так как он якобы собирается на охоту).

Низкая стрессоустойчивость

Учащегося можно легко задеть, оскорбить, разозлить или обидеть. Школьник долго переживает из-за этого.

Плохие навыки адаптации

Учащийся регулярно демонстрирует низкие или отсутствующие навыки справляться с расстройством, критикой, разочарованием, неудачей, отказом, или унижением. Ответная реакция обычно является неуместной, преувеличенной, незрелой или несоразмерной.

Отсутствие гибкости

Учащемуся не хватает гибкости, и он не может вернуться к нормальному состоянию после приобретения печального опыта или расстройства, неудачи, получения резкого замечания, даже если уже прошло некоторое время.

Неудачные любовные отношения

Учащийся может чувствовать себя отвергнутым или униженным после разрыва любовных отношений, и не может принять отказ или примириться с ним.

«Сборщик несправедливости»

Учащийся таит внутри чувство обиды по поводу реальных или ощущаемых им проявлений несправедливости. Не важно, сколько времени прошло,«сборщик несправедливости» не забудет или не простит тех обид или же тех людей, которые, по его мнению, за это несут ответственность.

Учащийся может вести черный список с именами людей, которые по его ощущениям, поступили нечестно по отношению к нему.

Признаки депрессии

Апатия, физическая усталость, пессимистичный взгляд на жизнь, чувство недомогания, потеря интереса к занятиям, которые когда-то ему нравились.

Непредсказуемые или неконтролируемые вспышки гнева, чрезмерная ненависть по отношению к другим, чувство отчаяния по поводу будущего.

Возбуждение, беспокойство, невнимательность, нарушение сна и расстройство пищевого поведения, а также заметно сниженный интерес практически ко всем видам деятельности, которыми подросток увлекался ранее. Учащемуся может быть трудно говорить о своем состоянии, так как он не способен его точно сформулировать.

Нарциссизм

Учащийся эгоистичен, ему чуждо понимание потребностей и/или чувств других, он обвиняет окружающих в собственных неудачах и разочарованиях.

Отчуждение

Учащийся постоянно ведет себя так, будто чувствует отстраненность от других людей. Это чувство отчуждения - нечто большее, чем просто быть одиночкой. Здесь ощущение изолированности, печали, одиночества, непринадлежности социуму и несоответствия.

Дегуманизация других

У учащегося не получается воспринимать других полноценными личностями. Он рассматривает других людей как «нелюдей» или объектов для противостояния. Подобное отношение может проявиться в сочинениях и рисунках учащегося, при взаимодействии с окружающими или же в комментариях во время разговора

Отсутствие эмпатии

Учащийся демонстрирует неспособность к пониманию чувств окружающих и остается равнодушным по отношению к чьим-либо чувствам. Когда другие люди показывают эмоции, учащийся может поднять их на смех, посчитав слабыми или глупыми.

Завышенное чувство собственной важности, чувство превосходства

Учащийся ожидает особого обращения с собой и уважения. Негативно реагирует, когда чувствует, что с ним общаются не должным образом.

Учащийся испытывает чувство превосходства и считает себя умнее, креативнее, талантливее, опытнее и мудрее других.

Повышенная или патологическая необходимость во внимании

Учащийся демонстрирует повышенную, иногда патологическую необходимость во внимании, неважно, положительном или же отрицательном.

Внешнее проявление порицания

Учащийся отказывается брать на себя ответственность за собственные поступки и винит внешние обстоятельства в личных неудачах. Кажется, что школьник в принципе не способен воспринимать конструктивную критику и быть открытым для разумных доводов.

Маскировка низкой самооценки

Несмотря на то, что иногда поведение школьника может быть надменным и высокомерным, подобным образом маскируется заниженная самооценка. Ученик избегает вовлеченности в школьную жизнь (например, в общественную работу). Другие учащиеся могут считать его ничтожеством

Проблемы с контролем эмоций

Вместо того чтобы демонстрировать гнев и при подходящих обстоятельствах, учащийся склонен к постоянным вспышкам гнева и/или публичным скандалам, или же размышлениям в угрюмом, волнительном молчании. Г нев может быть несоразмерен причине, перенаправлен в сторону людей, которые не имели никакого отношения к случившемуся.

Может проявляться в форме непредсказуемых и неконтролируемых вспышек, сопровождается выражениями с необоснованными предубеждениями, неприязнью, даже ненавистью по отношению к другим людям/группам людей.

Нетерпимость

Учащийся постоянно выражает свое нетерпимое отношение к определенным расовым, религиозным и прочим группам, в том числе с помощью одежды, татуировок и т.п.

Неуместный юмор

Юмор учащегося постоянно неуместен. Шутки или “смешные” комментарии звучат мрачно и оскорбительно.

Стремление манипулировать другими

Учащийся постоянно пытается обмануть других людей, манипулировать ими, а также заслужить их доверие для того, чтобы нивелировать какие-либо признаки своего девиантного или угрожающего поведения.

Отсутствие доверия

Учащийся недоверчив и относится подозрительно к окружающим, иногда впадает в паранойю. Он может заявлять, что в обществе не существует надежного учреждения или механизма для достижения справедливости или разрешения конфликта, и что, если его беспокоит нечто, то придется разобраться с этим по-своему.

Закрытая социальная группа

Учащийся кажется закрытым, имеет несколько скорее знакомых, нежели друзей, или ассоциирует себя только с единственной маленькой группой, которая, кажется, исключает всех остальных.

Учащиеся, которые угрожают или осуществляют насильственные действия, не обязательно должны быть одиночками в классическом понимании, а состав и качества группы ровесников могут дать ценную информацию при оценивании степени опасности, с которой угроза будет осуществляться.

Изменение поведения

Поведение учащегося сильно меняется. Его академическая успеваемость может упасть или же он может демонстрировать халатное отношение к школьным правилам, расписаниям, дресс-кодам другим предписаниям.

Непоколебимость и самоуверенность

Учащийся кажется непоколебимым, циничным, выражает твердое мнение о предмете, о которых он или она имеет малейшее представление. Пренебрегает фактами, логикой и рассуждениями, которые могут ставить под сомнение его мнение.

Особый интерес к сенсационным судебным разбирательствам

Учащийся проявляет особый интерес к стрельбе в школе и другим получившим широкую огласку актам насилия. Может выражать собственное восхищение теми, кто совершил данные акты, или же может критиковать их за «некомпетентность» или неудачу в убийстве недостаточного количества людей. Он может отчетливо высказываться о желании совершить подобный акт в своей школе, возможно, в качестве акта «справедливости».

Восхищение увлечениями с компонентом насилия

Учащийся демонстрирует неподдельное восхищение фильмами, телевизионными программами, компьютерными играми, музыкальными видео или напечатанным материалом, которые сфокусированы на темах насилия, ненависти, контроля, власти, смерти и разрушения. Он может постоянно смотреть один фильм или читать и перечитывать одну книгу со сценами насилия, возможно, включающими в себя и насилие в школе.

Темы ненависти, насилия, оружия, массового поражения периодически появляются фактически во всех видах деятельности, хобби и времяпрепровождения. Учащийся проводит слишком много времени, играя в компьютерные игры, содержащие темы насилия, и кажется более заинтересованным в насильственных образах, нежели в самой игре.

В Интернете учащийся занимается регулярным поиском сайтов, содержащих информацию о насилии, оружии, другие беспокоящих его предметах. Доказательством тому служит загруженный и сохраненный учащимся материал с данных сайтов.

Отрицательные образцы для подражания

Учащегося могут привлекать отрицательные, неподходящие образцы для поведения, как, например, Гитлер, сатана, или другие, так или иначе связанные с насилием или разрушением.

Поведение кажется подходящим для приведения угрозы в исполнение

Учащийся кажется необычайно вовлеченным в деятельность, связанную с приведением угрозы в исполнение: например, проводит много времени, практикуясь в обращении с огнестрельным оружием. Время, проводимое на тематических сайтах, начинает превышать время обычных занятий, таких как домашняя работа, посещение занятий, поход на работу и проведение времени с друзьями.

Семейная динамика

Признак

Характеристика

Беспокойные взаимоотношения родитель-ребенок

Взаимоотношения учащегося с родителями могут быть чрезвычайно сложными или беспокойными. Подобная сложность или беспокойство однозначно очевидны при учете множества факторов, включая недавний или многочисленный переезды, потерю родителя, появление отчима и т.п.

Он выражает презрение по отношению к своим родителям и отвергает или отрицает их роль в своей жизни. Свидетельством тому может являться насилие, имеющее место в доме учащегося.

Принятие патологического поведения

При разговоре со школьными представителями или преподавателями, касающемся беспокойного поведения ребенка, родители кажутся безучастными, преуменьшают проблему или полностью отрицают жалобы, даже если плохое поведение ребенка является показательным и очевидным.

Доступ к оружию

Семья держит ружье или другие виды оружия или взрывчатых веществ дома, и учащийся имеет к ним доступ. Важнее то, что с оружием обращаются неосторожно, без соблюдения обычных мер безопасности; так, например, ружья не запираются и оставляются заряженными.

Родители или важный объект для подражания могут пользоваться оружием по воле случая, и, поступая, таким образом, показывать детям, что оружие может быть полезным и обычным средством для запугивания других или разрешения спора.

Отсутствие тесной связи

Кажется, что в семье отсутствуют тесная связь и сплоченность. Семья часто переезжала и/или недавно переехала.

Учащийся задает тон

Родители устанавливают мало или совсем никаких ограничений в отношении поведения ребенка, и обычно уступают его требованиям. Учащийся настаивает на бесконтрольной степени уединенности, и родители имеют минимум информации по поводу его деятельности, школьной жизни, о друзьях и других отношениях. Родители кажутся запуганными своим ребенком. Они могут бояться, что подвергнутся физическому нападению, если будут противостоять или расстраивать его, или же столкнутся с эмоциональным всплеском, огорчая ребенка, и могут привести к возникновению эмоционального кризиса.

Роли в традиционной семье изменяются: так, например, ребенок ведет себя как будто он авторитетное лицо, в то время, пока родители ведут себя подобно детям.

Никаких ограничений или контроля телевидения и интернета

Родители не наблюдают, не ограничивают или не контролируют просмотр телевизора или использование подростком интернета. Учащийся может иметь в своей комнате телевизор или, наоборот, быть свободным проводить столько

времени, сколько ему захочется, за просмотром передач с насилием или другим неподходящим содержанием. Учащийся проводит больше времени за просмотром телевизора, нежели занимаясь деятельностью со своей семьей или друзьями.

Подобным образом родители не контролируют и использование компьютера, доступ в интернет. Учащийся может знать больше, чем родители, о компьютерах, и в то время, пока со стороны родителей использование компьютера может быть запрещено, получать к нему доступ, что может подразумевать его вовлеченность в игры с насилием или поиски в интернете по теме насилия, оружия или других волнующих предметов.

Школьная динамика

В случае акта насилия школа становится местом преступления. Как и при любом насильственном преступлении, необходимо понять, какое влияние могла оказать школа на решение учащегося причинить вред, нежели сделать что-либо другое.

В то время как для учителей/экспертов критика или оценивание собственной школы может показаться трудной задачей, необходима определенная степень осведомленности этих уникальных динамик - по отношению к угрозе, чтобы оценить роль учащегося в культуре школы и развить лучшее понимание - со стороны студента - почему он выберет в качестве цели собственную школу.

Признак

Характеристика

Привязанность учащегося к школе

Учащийся оказывается «изолированным» от школы, включая других учащихся, учителей и школьные мероприятия.

Терпимость по отношению к буллингу

Школа практически ничего не делает для того, чтобы предотвратить или наказать за неуважительное поведение отдельных учащихся или группы учащихся. Буллинг является частью школьной культуры, ишкольная администрация не обращает на это внимания, изредка или никогда не мешая данному процессу, или делает это выборочно. Учащиеся часто оказываются в роли задиры, жертвы или наблюдателя (иногда один и тот же учащийся может играть разные роли в зависимости от обстоятельств). Атмосфера в школе

продвигает расовое или классовое разделение, или позволяет таковым оставаться неоспоримыми.

Несправедливая дисциплина

Использование дисциплины происходит несправедливым образом или расценивается как несправедливое по отношению к учащимся и/или работникам.

Негибкая культура

Школьная культура - это официальные и неофициальные модели поведения, ценности и взаимоотношения между учащимися, учителями, работниками и администрацией. Культура - статичная, жесткая и нечувствительная по отношению к изменениям в школьном сообществе и меняющимся нуждам новых учащихся и сотрудников.

Сложившийся порядок подчинения среди учащихся

Определенные группы учащихся официально или неофициально имеют больше престижа, чем другие. Школьные служащие и большинство учеников относятся к людям, состоящим в группах с высоким престижем, как будто они являются более важными или ценными для школы, чем другие учащиеся.

Неконтролируемый доступ к компьютеру

Доступ к компьютеру и интернету не контролируется и не отслеживается. Учащиеся могут использовать школьные компьютеры, чтобы играть в жестокие компьютерные игры или обнаруживать неуместные веб-страницы, которые продвигают насильственные группы ненависти или содержат инструкции по изготовлению взрывных устройств. Школы должны сохранять документацию, относящуюся ко всем предшествующим инцидентам или проблемам, в которые были вовлечены учащиеся таким образом, что данная информация может быть использована в будущем для оценивания угрозы.

Социальная динамика

Признак

Характеристика

Медиа, развлечения, технологии

Учащийся имеет открытый и неконтролируемый доступ к кино, телевизионным шоу, компьютерным играм и веб-сайтам, в которых раскрываются темы и присутствуют изображения жесткого насилия.

Группа равных (ровесников)

Учащийся чрезвычайно и исключительно вовлечен в группу людей, которые разделяют идеи насилия и экстремистских верований. В группу не вхожи те, кто не разделяет их интересы или идеи.

В результате учащийся не проводит или проводит мало времени с теми, кто думает иначе, и оказывается огражденным от «проверки реальных данных», которые могут быть услышаны от лиц с другими взглядами и представлениями.

Наркотики и алкоголь

Знание об употреблении учащимся наркотических веществ или алкоголя и его отношения к данным веществам может быть важным. Любые изменения в его поведении, вызванные данными веществами, также могут быть важны.

Сторонние интересы

Увлечения учащегося вне школы также важны, поскольку они могут ослабить опасения при оценивании угрозы или же повысить уровень опасений.

Эффект подражателя

Стрельба в школах и другие инциденты насильственного характера, которые получают чрезмерное внимание средств массовой информации, могут вызвать угрозы или подражающее насилие где-нибудь еще.

Поведение подражателя, по факту, достаточно распространено. Случаи из жизни наглядно демонстрируют, что уровень угрозы возрастает в школах по всей стране после того, как стрельба произошла где-либо в стране.

  1. Реагирование и принятие мер

Низкий риск. Угроза представляет собой малую угрозу общественной безопасности и в большинстве случаев не предполагает расследования правоохранительными органами на предмет уголовного преступления. Однако у правоохранительных органов может быть запрошена информация, связанная с угрозами на любом уровне.

Соответствующее вмешательство в случае низкого уровня угрозы может включать в себя как минимум беседу с учащимся и его или ее родителями.

Если угроза была направлена на определенного человека, этот человек должен быть допрошен на предмет характера его или ее отношений с инициатором угрозы и об обстоятельствах, которые привели к угрозе.

Реакция - дисциплинарное взыскание, любое решение направить учащегося на консультацию или другая форма вмешательства - должна определяться в соответствии со школьной политикой и решением ответственных лиц в администрации школы.

Средний риск. Когда уровень угрозы оценивается как средний, реакция в большинстве случаев должна включать в себя контакт с правоохранительными органами в той же степени, как и с другими источниками, с целью получения дополнительной информации (и возможной переклассификации угрозы на высокий или низкий уровень).

Угроза среднего уровня будет иногда, но не обязательно всегда, служить основанием для расследования совершения возможного уголовного преступления.

Высокий риск. Угроза высокого уровня почти всегда требует немедленного вмешательства правоохранительных органов. При этом правоохранительные органы должны быть проинформированы и вовлечены в какие бы ни было последующие действия, предпринятые при реагировании на угрозу. Угроза высокого уровня весьма вероятно повлечет за собой уголовное преследование.

Индивидуальная карта оценки рисков распространения скулшутинга представлена далее.

Индивидуальная карта оценки рисковраспространения скулшутинга

ФИО___________________________________________________

Возраст________________________________________________

Класс__________________________________________________

Хар-ка

угрозы

Маркеры

Отметка о наличии

А

Угроза расплывчатая и не направлена на какую-то определенную группу

 

Угроза непоследовательна, неправдоподобна или мало детализирована

 

Угроза нереалистична

 

По самому сообщению об угрозе мы предполагаем, что человек вряд ли ее выполнит.

 

В

Угроза обладает некоторой конкретностью

 

Формулировка предполагает, что угрожающий обдумывал план действий

Могут быть указаны примерные место и время действия (но они не детализированы)

 

Нет доказательств того, что возможный стрелок предпринял какие-то шаги, чтобы воплотить идеи в жизнь (хотя могут присутствовать аллюзии на книги/фильмы про планирование нападений или общие высказывания насчет владения оружием)

 

Возможны попытки донести, что угрозы осуществятся: “Я не шучу”, “Я серьезно говорю”.

 

С

Угроза прямая, конкретная и правдоподобная

 

Были совершены определенные шаги для реализации задуманного. Например, в речи присутствовали рассказы о том, как человек тренировался обращаться с оружием или следил за жертвами.

 

Угроза прямая, направлена на конкретную жертву

 

Есть мотивация, представление о том, что, где, когда и во сколько произойдет и каким будет предмет преступления.

 

если больше ответов:

в частиА – низкий риск

в частиВ – средний риск

в частиС – высокий риск

Черты личности и поведения

Характеристика

отметка о наличии

Низкая стрессоустойчивость

 

Плохие навыки адаптации

 

Отсутствие гибкости

 

Неудачные любовные отношения

 

«Сборщик несправедливости»

 

Признаки депрессии

 

Нарциссизм

 

Отчуждение

 

Дегуманизация других

 

Отсутствие эмпатии

 

Завышенное чувство собственной важности

Чувство превосходства

 

Повышенная или патологическая необходимость во внимании

 

Внешнее проявление порицания

 

Маскировка низкой самооценки

 

Проблемы с контролем эмоций

 

Нетерпимость

 

Неуместный юмор

 

Стремление манипулировать другими

 

Отсутствие доверия

 

Закрытая социальная группа

 

Изменение поведения

 

Непоколебимость и самоуверенность

 

Особый интерес к сенсационным судебным разбирательствам

 

Восхищение увлечениями с компонентом насилия

 

Отрицательные образцы для подражания

 

Поведение кажется подходящим для приведения угрозы в исполнение

 

Семейная динамика

Школьная динамика

Социальная динамика

Характеристика

отметка о наличии

Характеристика

отметка о наличии

Характеристика

отметка о наличии

Беспокойные взаимоотношения родитель-ребенок

 

Привязанность учащегося к школе

 

Медиа, развлечения, технологии

 

Принятие патологического поведения

 

Терпимость по отношению к буллингу

 

Группа равных (ровесников)

 

Доступ к оружию

 

Несправедливая дисциплина

 

Наркотики и алкоголь

 

Отсутствие тесной связи

 

Негибкая культура

 

Сторонние интересы

 

Учащийся задает тон

 

Сложившийся порядок подчинения среди учащихся

 

Эффект подражателя

 

Никаких ограничений или контроля телевидения и интернета

 

Неконтролируемый доступ к компьютеру

 

Медиа, развлечения, технологии

 

В подготовке методического материала

Пособие «Колумбайниана. Методы анализа и профилактики насилия в школе»

(Центр психологической безопасности, Санкт-Петербург)

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: